Поиск по сайту domohozyiki.ru
Мастер-классы

Урок второй. Введение в фотографию

Урок второй. Введение в фотографию
Как Вы думаете, можно ли научиться искусству? Любому: музыке, литературе, фотографии… Ответ однозначен: конечно, нет! Нельзя стать гением, невозможно приобрести «дар Божий» ни за какие деньги… Если Вам не дано от рождения, значит, это не Ваша судьба. Однако все не так уж плачевно, как может показаться на первый взгляд. Научиться делать неплохие фотоснимки вполне реально. Если Вы будете соблюдать определенные несложные рекомендации, то вскоре сможете с гордостью показывать своим близким или коллегам весьма приличные фотоработы.

Урок первый. Выбираем цифровик

Урок первый.  Выбираем цифровик

Это интересно!

Мир игровых приставок: какую выбрать?

Мир игровых приставок: какую выбрать?

Если не брать в расчет приставки предыдущих поколений, то можно сказать, что современный рынок игровых консолей представлен тремя устройствами: Microsoft Xbox 360, Nintendo Wii, Sony PlayStation 3. Именно о них и пойдет речь в этой статье.

Урок второй. Введение в фотографию

Урок второй. Введение в фотографию
27.04.2011 |  комментариев: 2  |  Фото с нуля
Мастер-класс

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ ИСКУССТВУ ФОТОГРАФИИ?

Как Вы думаете, можно ли научиться искусству? Любому: музыке, литературе, фотографии… Ответ однозначен: конечно, нет! Нельзя стать гением, невозможно приобрести «дар Божий» ни за какие деньги… Если Вам не дано от рождения, значит, это не Ваша судьба. Однако все не так уж плачевно, как может показаться на первый взгляд. Научиться делать неплохие фотоснимки вполне реально. Если Вы будете соблюдать определенные несложные рекомендации, то вскоре сможете с гордостью показывать своим близким или коллегам весьма приличные фотоработы. Для этого не так уж много нужно: капля внимания, чуть-чуть самокритики и не бог весть сколько аналитического ума… Таким багажом обладает практически каждый, и для тех, кто готов воспринимать, есть несколько универсальных рекомендаций.


  • Учитесь быть внимательным. Тренируйте свои наблюдательные способности. Смотрите вокруг себя, замечайте все новое и интересное. Запомните, что на пути к фотографии Вам необходимо научиться улавливать контрасты. Эти контрасты могут быть не только цветовыми, но и эмоциональными, фактурными, световыми… Сюда же входит и разнообразие формы и содержания, выражения и отношения. Вы можете подумать, что Вам не нужно этому учиться. Поверьте, это не так. Как только начнете практиковать наблюдение, поймете, что учиться этому нужно всегда. Без этого любое обучение фотографии превращается в бессмысленный бред.
2.jpg
«Лист земляники поутру». Выполнено цифромыльницей Nikon Coolpix E7600
  • Фотографировать Вы не умеете. Запомните это и привыкните к этому состоянию. Многим начинающим их первые снимки кажутся настоящими шедеврами. В большинстве случаев это происходит из-за отсутствия знаний, навыков и самокритики. Есть, конечно, вариант, что Вы действительно гениальны, но доля вероятности этого феномена настолько ничтожна, что мы вернемся к нашему утверждению об отсутствии самокритики, знаний и навыков. Учитесь себя критиковать. Ищите изъяны во всех Ваших снимках и искореняйте их. Находите достоинства в каждой Вашей фотографии и акцентируйте внимание на них, чтобы употребить полученные навыки для дальнейшего роста и совершенствования Вашего мастерства. Если смотреть на это с точки зрения психологии, то у Вас останется только один путь – наверх, к вершинам совершенства.
  • Учитесь компоновать . Об этом замечательно рассказано в советах для начинающих фотографов от концерна Kodak. Смысл этих наставлений примерно следующий:

    а) композицию необходимо выстраивать таким образом, чтобы не возникало дисбаланса между различными частями изображения. Не стоит, к примеру, располагать крупный план двух людей, смещая их обоих в одну сторону от центра композиции. Лучше расположить центральную точку кадра между ними;

    3.jpg
    «Нет! И даже не проси!!!». Выполнено профессиональной цифровой зеркальной фотокамерой Nikon D300

    б) старайтесь всегда применять правило «золотого сечения». Как это сделать? Поделите (условно) кадр на три равных части по горизонтали и по вертикали. Приблизительно на точках пересечения линий и должны располагаться основные элементы композиции;

    4.jpg
    «Танец на отвесной скале». Выполнено полупрофессиональной цифровой зеркальной фотокамерой Canon 350D

    в) обращайте особое внимание не только на сам объект фотосъемки, но и на фон. Если по краям кадра у Вас возникли ненужные детали, сразу удалите их (по мере возможности) или поменяйте дислокацию, чтобы потом было меньше проблем с редактированием;

    г) помните о динамике и статике. Центр кадра всегда статичен. Для того чтобы не потерять динамику, избегайте располагать линию горизонта посередине кадра. Если, например, Вы снимаете восхитительный закат над водой и хотите подчеркнуть красоту неба и заходящего солнца, то располагайте линию горизонта таким образом, чтобы изображение неба занимало 2/3 кадра. А если Вас больше привлекают отражения в воде, то небу стоит отдать не более 1/3 части кадра. Помните, что абсолютно статичных кадров не существует! По любому изображению человеческий взгляд ДВИЖЕТСЯ, начиная от центра композиции и перемещаясь к периферии в том направлении, которое задает фотограф;

     5.jpg

    д) учитесь выстраивать композицию, применяя простые фигуры, которые образуют между собой объекты фотосъемки: квадрат, круг, треугольник…

  • Старайтесь найти наиболее интересный и выгодный ракурс. Можно до бесконечности читать и изучать, как снимать портреты, но при этом, если не применять эти советы на практике, то нередко получается, что симпатичный в жизни человек выходит на фотографии просто уродом: маленькие глаза разного размера, взъерошенные волосы, огромные уши… Многим приходилось сталкиваться с такими своими портретами. Не переживайте, дело не столько в Вашей внешности, сколько в ракурсе. Существует целая школа портретной фотосъемки (об этом в следующих уроках), и необходимы некоторые навыки и знания для того, чтобы портрет у Вас заиграл всеми оттенками настроения. К примеру, нельзя снимать человека с большими ушами анфас, а человека с длинным носом – в профиль, кроме тех случаев, когда Вы хотите воплотить определенный художественный замысел.

    6.jpg
    «Ах! Как непросто быть звездой…». Bыполнено профессиональной цифровой зеркальной фотокамерой Nikon D300

  • Пробуйте, экспериментируйте, отходите от устаревших догм. К примеру, многие говорят, что нельзя снимать против солнца. Это не так… Как же тогда делаются портреты на фоне заката? Конечно, не стоит снимать раскаленное полуденное солнце: Вы можете «спалить» сенсор. Но экспериментировать, отходя от догм (в пределах разумного), все-таки стоит.

    7.jpg
    «Я подарю тебе звездочку…». Bыполнено полупрофессиональной цифровой зеркальной фотокамерой Canon 350D

    8.jpg
    «Светящийся камыш». Bыполнено профессиональной цифровой зеркальной фотокамерой Nikon D300

  • Поменьше реагируйте на бредовые сообщения в форумах. Мало кто из профессионалов-фотографов «тусуется» на Интернет-форумах. Настоящие профессионалы занимаются фотосъемкой. А «ценные» советы на форумах Вам дают, чаще всего, скучающие офисные работники, которым нечего делать. Действительно стоящую информацию «выудить» на форумах практически нереально.
  • Вы думаете о том, что, приобретя хороший фотоаппарат, Вы сразу начнете снимать как настоящий профессионал? Это глубокое заблуждение. Готовьтесь к тому, что если Вы всерьез надумали увлечься фотографией и двигаться вперед в плане профессионализма, то Вам придется сменить не одну фотокамеру и изучить не один десяток полезных книг. Не спешите приобретать сразу профессиональный фотоаппарат. Каждая фотокамера имеет свой «моторесурс». На дешевых аппаратах – 20-30 тысяч срабатываний затвора, на дорогих – до 100 тысяч и более. Обидно будет «угробить» хороший аппарат на стадии начального обучения. Лучше для старта купить что-то попроще. Позже, когда Вы определитесь, нужно ли Вам это занятие и чего именно Вы хотите добиться, можно будет подумать о более серьезном приобретении.
  • Помните: совершенству нет предела! Если Вы освоили что-то новое, проработайте это на практике и идите дальше. Не стоит тормозиться в своем развитии. Учитесь, читайте, ищите…
  • ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ:

    • Учимся быть внимательными ко всему, что нас окружает.
    • Фотографировать мы не умеем, но у нас есть огромные перспективы для роста.
    • Компонуем кадр до того, как нажимаем на спуск.
    • Прежде чем сфотографировать, ищем наиболее выгодный ракурс. Делаем несколько разных вариантов (у нас нет пленки, поэтому ограничения нам не страшны).
    • Нарушаем правила, отходим от устаревших догм, экспериментируем (в пределах разумного).
    • Не реагируем на разноречивый бред на форумах.
    • Первый фотоаппарат берем попроще и поуниверсальнее.
    • Не останавливаемся на достигнутом.

    УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ ФОТОАППАРАТ

    Говорить о том, нужен ли Вам этот навык или нет, мы не будем. Это все равно, что усомниться в необходимости дыхания. Очень обидно порой бывает, если великолепно продуманная композиция «не получается» из-за банального отсутствия резкости. В среде фотографов-профессионалов «смазывание» изображения при фотосъемке называется «шевелёнкой». Для того чтобы избежать «шевелёнки», Вам необходимо освоить и довести до полного автоматизма некоторые несложные навыки. В данном случае мы будем исходить из того, что практически все начинающие фотографы учатся снимать с рук. То есть все советы этого урока, касающиеся того, как держать фотоаппарат, однозначно подразумевают съемку с рук.

    Итак, для того чтобы получить наиболее качественные снимки, постарайтесь сделать так, чтобы Ваш аппарат был неподвижен (кроме вариантов панорамной съемки). Это не так просто, как может показаться на первый взгляд – необходимо соблюдать некоторые условия и приобрести ряд навыков.

    Если Вы хотите держать фотоаппарат правильно, то должны понимать, что при этом нужно соблюдать определенное равновесие между неподвижностью аппарата и удобством фотографа. Также стоит внимательно следить за тем, чтобы Ваши пальцы или какие-нибудь иные предметы (крышки от объективов и пр.) не болтались перед объективом. Если у Вас не зеркальный фотоаппарат, то, помимо того, что Вы закроете, таким образом, часть изображения, есть риск нарушить работу каких-либо датчиков.

    Ваш аппарат снабжен оптическим видоискателем

    9.JPG

    Чаще всего фотоаппарат удерживают правой рукой. Указательный палец этой руки лежит на кнопке спуска затвора и нажимает на нее для осуществления фокусировки или съемки. Левой рукой мы также придерживаем корпус нашей фотокамеры либо ее объектив и управляем объективом. Вес фотоаппарата нужно распределять между двумя руками. В том случае, когда съемка идет из положения стоя, локти фотографа должны быть прижаты к его телу. Фотоаппарат, если у него оптическая «система наведения», плотно прижимается к щеке, носу и лбу. Ноги необходимо расставить. Одна нога должна быть немного позади другой, вес тела распределяется на две ноги, а руки максимально расслабляются (в разумных пределах) так, чтобы Вам было удобно манипулировать аппаратом, держа его в зафиксированном положении. Это не единственный способ, при помощи которого можно обеспечить максимальную неподвижность Вашего аппарата во время съемки. Этих способов великое множество.

    10.JPG

    Однако в каждом из них есть основное требование: не держите руки на весу. Упирайте их в различные части своего тела или статичные предметы. При съемке «на весу» резкость изображения на получившихся снимках всегда оставляет желать лучшего.

    Если Вы, к примеру, испытываете необходимость фотографировать из положения «сидя», то лучше всего поставить одно колено на пол (или на землю). Это сразу придаст Вашей позе устойчивости. А если Вы обопретесь о второе колено локтем, то такой вариант придаст Вашему положению максимум жесткости. Нередко полезно опереться спиной о дерево, стену или столб.

    Для придания фотоаппарату дополнительной устойчивости, его можно упирать в разные неподвижные предметы.

    После полной фокусировки объекта задержите дыхание и очень плавно (чтобы не нарушить фокусировку) нажмите на спусковую кнопку.

    Видоискатель – ЖК-монитор

    11.JPG
    Неправильный вариант фотосъемки цифрокомпактом. Аппарат нужно держать двумя руками.

    При использовании в качестве видоискателя ЖК-монитора Ваш аппарат становится еще менее устойчивым, чем при фотосъемке с «оптическим прицелом». Поэтому утверждение о том, что локти должны быть прижаты к телу или к чему-либо статичному, становится еще более актуальным. В том случае, если монитор оказался слишком близко к Вашим глазам, вытяните руки полностью, а не снимайте полусогнутыми. Таким образом, камера станет более устойчива. На спуск нужно нажимать очень плавно, как будто Вы сдавливаете фотокамеру.

    Если руки дрожат

    Конечно, идеальным вариантом предотвращения дрожания рук будет использование штатива, однако это далеко не всегда возможно. Если у Вас нет штатива, то прислонитесь к дереву или к стене. В крайнем случае, можно попросить другого человека «поработать штативом» (попросить его принять устойчивую позу и самому опереться на него руками с фотоаппаратом). Есть еще один способ избежать «шевелёнки»: поставьте фотоаппарат на какой-либо неподвижный предмет и воспользуйтесь автоспуском.

    При осуществлении съемки всегда держите Ваш фотоаппарат двумя руками

    Если Вы думаете, что к суперлегким компактам это не относится, Вы глубоко заблуждаетесь. Чем легче аппарат, тем менее он устойчив. Сделать резкий кадр с рук тяжелой зеркалкой намного проще, чем «невесомой» мыльницей. Поэтому, пользуясь цифрокомпактом, на устойчивость и неподвижность нужно обращать еще больше внимания, чем при использовании цифровых зеркальных фотокамер. Пик «шевелёнки» всегда приходится на момент нажатия спусковой кнопки, поэтому всегда перед надавливанием на спуск затаите дыхание и не делайте резких движений. Кнопку нажимайте плавно и медленно. Выдохнуть можно только после срабатывания затвора.

    Пользуйтесь вспышкой

    Использование вспышки помогает избавиться от «шевелёнки». Если у Вас цифровая мыльница, пользуйтесь автовспышкой в каждом случае, когда это возможно, и у Вас не будет проблем с «нерезкими» кадрами. Кроме этого, режим принудительной вспышки при съемке в яркий солнечный день поможет избежать глубоких и резких теней.

    12.jpg

    ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ:

    • Любой фотоаппарат нужно держать двумя руками.
    • Находим гармоничный баланс между устойчивостью тела, неподвижностью фотокамеры и удобством фотографа.
    • Следим, чтобы перед объективом и датчиками фотокамеры не было никаких помех.
    • В каждом возможном случае используем дополнительные точки опоры.
    • В каждом возможном случае (особенно при съемке компактными фотокамерами) используем вспышку.
    • В каждом возможном случае используем автоспуск.


    Guest, 28.04.2011 11:19:53
    Спасибо за мастер-класс! Много полезного и разложено по полочкам
    Лариса Вараева, 27.04.2011 20:29:24
    Отличный мастер-класс! Я хоть и не увлекаюсь фотографией, но даже мне было интересно и познавательно почитать, спасибо smile:)
    Ваше имя:
    Смайлики
    С улыбкой  Шутливо  Широкая улыбка 
    Здорово  Печально  Мда 
    Очень грустно  Со злостью  Удивленно 
    Смущенно  Поцелуй  Вопрос 
    Восклицание  Идея  Ангел 
    Хихикает  Да  Нет 
    Ура!  Ок  Пока 
    Защита от автоматических сообщений:
    Защита от автоматических сообщений Символы на картинке:

    Читайте также

    Урок второй. Введение в фотографию

    Урок второй. Введение в фотографию 27.04.2011 | Фото с нуля |  Мастер-класс
    Как Вы думаете, можно ли научиться искусству? Любому: музыке, литературе, фотографии… Ответ однозначен: конечно, нет! Нельзя стать гением, невозможно приобрести «дар Божий» ни за какие деньги… Если Вам не дано от рождения, значит, это не Ваша судьба. Однако все не так уж плачевно, как может показаться на первый взгляд. Научиться делать неплохие фотоснимки вполне реально. Если Вы будете соблюдать определенные несложные рекомендации, то вскоре сможете с гордостью показывать своим близким или коллегам весьма приличные фотоработы.
    Комментарии:  2  |
    Теги: фото, обучение фото, обучение фотографии, уроки по фотографии, фотоуроки, как научиться фотографировать, советы фотографам, советы начинающим фотографам, линия горизонта в фото, золотое сечение на фото, мастер-класс фотография, мастер-класс фото
    Читать

    Урок первый. Выбираем цифровик

    Урок первый.  Выбираем цифровик 18.10.2010 | Фото с нуля
    Постоянное общение с потенциальными покупателями цифровиков натолкнуло меня на мысль: 90 % из них мечтают, чтобы кто-то определился за них, какой же фотоаппарат подойдет им больше всего. Однако каждому, кто решил приобрести себе свою первую в жизни «цифру», следует усвоить, что все мы разные, со своими требованиями, представлениями и финансами. Но все же существует ряд рекомендаций, которые могут помочь определиться, что же именно выбрать.
    Комментарии:  2  |
    Теги: http://domohozyiki.ru/, Академия на дому, выбираем цифровик, фотоаппарат, фотографировать, как правильно выбрать, линза, аккумулятор, батарейки, карты памяти, флешки, флэшки, аккумуляторные батарейки
    Читать