Поиск по сайту domohozyiki.ru
Мастер-классы

Урок четвертый. Особенности съемки пейзажа

Урок четвертый. Особенности съемки пейзажа
Практически все цифровые фотокамеры, даже самые простые, снабжены возможностью управления экспозицией (экспокоррекции).
Давайте более подробно разберем, что же такое экспозиция.

Урок третий. Более детальное знакомство с фотокамерой

Урок третий. Более детальное знакомство с фотокамерой

Урок второй. Введение в фотографию

Урок второй. Введение в фотографию

Урок первый. Выбираем цифровик

Урок первый.  Выбираем цифровик

Это интересно!

Пасхальный венок

Пасхальный венок

Пасха – один из тех праздников, к наступлению которого хочется украсить дом, сделать его более светлым и уютным. К этому располагает сама атмосфера праздничного дня. Сегодня мы сделаем пасхальный венок, который как нельзя лучше создаст настоящую атмосферу светлого и доброго праздника Пасхи у вас дома!

Урок четвертый. Особенности съемки пейзажа

Урок четвертый. Особенности съемки пейзажа
15.06.2011 |  комментариев: 2  |  Фото с нуля
Мастер-класс

Практически все цифровые фотокамеры, даже самые простые, снабжены возможностью управления экспозицией (экспокоррекции).
Давайте более подробно разберем, что же такое экспозиция.



Что такое экспокоррекция?

Практически все цифровые фотокамеры, даже самые простые, снабжены возможностью управления экспозицией (экспокоррекции).

1.jpg
«Вместе весело шагать…». Авторское фото Марины Авшаровой. Снято на значении ISO 200 при EV= -0,33. «Длинная выдержка» – скорость срабатывания затвора 1/15 с.

Давайте более подробно разберем, что же такое экспозиция?

По большому счету, экспозиция – это одна из самых важных составляющих фотографии. Она напрямую связана с контролем попадания света на сенсор фотокамеры. Экспозиция регулируется настройкой следующих параметров:

Чувствительность матрицы (ISO)

Этот показатель в цифровых фотокамерах обычно регулируется и чаще всего варьируется в диапазоне значений от 100 до 6200. Как мы уже говорили на одном из прошлых уроков, с параметрами ISO нужно быть крайне осторожными. Если у вас камера с большим кроп-фактором (выше значения 1,6), то выставлять значение экспозиции выше 400 крайне не рекомендуется, так как на вашем снимке появится сильнейший «цифровой шум» (или «зерно»), справиться с которым при последующей обработке будет очень сложно. Чем меньше значение ISO, тем ниже чувствительность (тем темнее будет изображение на выходе).

Размер диафрагмы (f) (действующего отверстия)

Вы также можете регулировать размер диафрагмы. Таким образом, уменьшая отверстие диафрагмы, вы уменьшаете количество света, попадающего в объектив фотоаппарата. Величина открытия диафрагмы является «обратной», то есть чем выше диафрагмальное число, тем меньше отверстие, через которое свет попадает в объектив. Например, при диафрагменном числе f8 снимки будут гораздо светлее, чем при f32. Однако диапазон регулировки значения диафрагмы на цифромыльницах очень невелик, обычно не выше f8 (нередко вы вообще не имеете возможности управлять этим значением вручную), чего нельзя сказать о зеркальных фотокамерах.

Скорость срабатывания затвора

При помощи этого показателя можно регулировать количество света, которое попадает на матрицу цифровой фотокамеры. Чем выше скорость, тем темнее будут изображения.

2.jpg
«Перед грозой». Авторское фото Марины Авшаровой. Снято на значении ISO 200, EV=0, выдержка 1/200 с.

    Скорость срабатывания затвора измеряется в долях секунды. То есть если на датчике стоит значение 500, то это означает, что отверстие диафрагмы откроется на 1/500 секунды.

Экспозиция в буквенном обозначении выглядит как EV (Exposure Value).

Итак, мы поняли, что контроль экспозиции – это один из важнейших параметров фотографии.

Если вам интересно более подробно изучить понятие «экспозиция» и разобраться со всеми математическими формулами, которые применяются при вычислении значений экспозиции, вы можете найти подобную информацию на специальных тематических интернет-форумах.

Мы не будем вникать в формулы вычисления параметров экспозиции, скажем только, что если у вас в аппарате есть экспокоррекция, то смещение значения уровня экспозиции вправо от нуля делает изображение более светлым (подходит для съемки в условиях низкой освещенности). Соответственно, смещение влево затемняет изображение. Если значение равно нулю, то ваш фотоаппарат настроен на съемку на улице в обычных дневных условиях (но не на ярко освещенных или сильно затененных объектах).

Особенности съемки пейзажа

Как вы думаете, что является залогом хорошей пейзажной съемки? Ответ прост: ваше настроение! Если вы видите великолепный пейзаж, какие чувства у вас возникают? Чаще всего это восхищение и желание запечатлеть эту красоту. Появляется непреодолимое желание схватить фотокамеру и фотографировать, не упуская ни одной детали.

3.jpg
«Гроза в Крыму». Авторское фото Марины Авшаровой. Половина кадра ушла в глубокую тень. Снято «цифромыльницей» случайно, на автонастройках.

Однако нередко бывает так, что результаты съемки оставляют в вашей душе чувство разочарования. В чем же дело? Почему так происходит?

Существует несколько правил, соблюдение которых поможет вам избежать наиболее частых ошибок, возникающих при съемке пейзажа, и сделать ваш снимок выразительным и впечатляющим. Ведь именно этого мы хотим добиться, снимая пейзаж, не так ли?

Итак, каковы особенности съемки пейзажа?

  • Прежде всего вам необходимо настроить объектив своей фотокамеры на широкий угол. Если у вас «цифрокомпакт», то в предустановленных режимах обязательно есть функция съемки пейзажа. Настроив аппарат на работу в этом режиме, вы получите автоматическое переключение объектива на широкоугольную съемку. Если у вас зеркальная фотокамера и зумм-объектив, то вам нужно уменьшить до предела фокусное расстояние («задвинуть» объектив до максимума).

4.jpg
«Часовни». Авторское фото Марины Авшаровой. Снято в положении широкого угла на зумм-объективе.

    В идеале, конечно, снимать лучше специальным широкоугольным «фиксом» (объективом с фиксированным фокусным расстоянием), но это дорогое удовольствие, которое не каждому по карману. Итак, с широким углом мы определились. На некоторых недорогих фотокамерах и дешевых объективах при съемке в широкоугольном формате кадр получается как бы «бочкообразным», с выпуклой средней частью картинки. Если изменить при съемке ничего нельзя, можно откорректировать этот дефект при последующей обработке вашего фото в графическом редакторе. Нередко фотохудожники специально добиваются такого геометрического искажения для придания снимку наибольшей выразительности (с использованием специальных «фиксов», называющихся «Фиш Ай»).
  • При съемке пейзажа действуют все те же правила композиции, о которых мы говорили на предыдущих уроках. Кратко повторим: помните о «золотом сечении»; не делите кадр линией горизонта строго пополам, за исключением тех случаев, когда вы хотите показать, насколько красива каждая часть вашего снимка (небо и земля или растения и их отражения и т.п.). Старайтесь, чтобы та часть, на которой вы хотите акцентировать внимание зрителя, занимала не менее 2/3 снимка.

5.jpg
«Закат перед Пасхой». Авторское фото Марины Авшаровой. Небо занимает большую часть изображения.

  • Есть еще одно непреложное правило пейзажной фотосъемки: передний план нельзя оставлять пустым. Старайтесь «захватить» в кадр что-то, что будет украшать изображение. Это могут быть опавшие осенние цветные листья, лужица с отражением, камни и даже кусок проселочной дороги – в общем, все, что вам нравится и что, по вашему мнению, украсит изображение. Благодаря красивому переднему плану даже невзрачный, на первый взгляд, пейзаж можно «оживить» и придать ему определенный шарм и «изюминку».

6.jpg
«Хорошо вдвоем!». Авторское фото Марины Авшаровой. Акцент на переднем плане.

  • Существует такое понятие, как «геометрия пейзажа». Все элементы пейзажа должны быть выстроены в геометрические фигуры. Для того чтобы осознать, как это работает, поделите мысленно вашу картинку на сегменты, согласно «золотому сечению» (на три равные части по горизонтали и на три по вертикали). Основные фигуры располагайте на точках пересечения линий. Очень хорошо, когда расположение ключевых деталей образует треугольник.
  • Идеальный пейзаж должен содержать в себе передний, средний и дальний планы, что в комплексе позволяет передать ощущение объемного пространства. Правильным считается, если большую часть картинки занимает передний план, чуть меньше – средний и совсем немного – задний, однако это не догма. Все зависит от вашего вкуса и видения.

7.jpg
«Штормит». Авторское фото Марины Авшаровой. Отчетливо видны передний, средний и задний планы.

  • Уровень глубины резкости. Этот параметр в пейзажной съемке играет огромную роль, ведь для того чтобы снятый вами пейзаж был интересен, на нем должно быть «в фокусе» абсолютно все: и передний план, и средний, и задний. Чтобы увеличить уровень глубины резкости, вам необходимо закрыть отверстие диафрагмы от значения F8 до f11. Однако часто на недорогих компактных цифровиках изменить параметры диафрагмы вручную не представляется возможным. В таком случае единственное, что можно посоветовать, – снимайте в программном режиме «пейзаж». Нередко бывает так, что закрытие отверстия диафрагмы негативно влияет на качество изображения. В таком случае вам остается только добавить резкости при последующей обработке вашего фото в графическом редакторе.

8.jpg
«Большой Каньон. Крым». Авторское фото Марины Авшаровой.

Это только самые общие рекомендации, касающиеся пейзажной фотосъемки. Кроме этого, есть множество «специальных» приемов, благодаря которым вы можете снять великолепные пейзажи. Давайте рассмотрим самые популярные и простые.

  • Выделение крупным планом какой-либо детали может украсить ваш пейзаж и сделать его неординарным.

9.jpg
«Осень». Авторское фото Марины Авшаровой. Крупным планом выделен фрагмент осеннего дерева.

  • Работа со светом. Так как свет играет огромную роль в съемке пейзажей, обращайте пристальное внимание на то, в какое время дня вы снимаете. Идеальными считаются пейзажи, снятые на восходе

10.jpg
«На рассвете». Авторское фото Марины Авшаровой. Благодаря легкому утреннему туману деревья выглядят загадочно и необычно.

    или на закате солнца, однако это не значит, что снимать днем или ночью нельзя. Просто во время утренней или вечерней съемки вы получите мягкий свет, лучшую цветопередачу, хорошее заполнение объема и длинные неглубокие тени.

11.jpg
«Море огня». Авторское фото Марины Авшаровой. Отражение заката.

    Если вы решили заняться съемкой в яркий солнечный день, дождитесь, пока на небе появится хотя бы одно облачко, которое прикроет солнце. Вообще в идеале при съемке днем лучше всего выбирать погоду, когда на небе есть редкие белые облака. При такой погоде и небо будет красивее смотреться, и весь пейзаж в целом получится намного интереснее.

12.jpg
«В воду смотрятся облака…». Авторское фото Марины Авшаровой. Съемка пейзажа в облачную погоду всегда очень красива.

  • Добавление интересных деталей. Если в поле зрения попадает какая-то интересная и неординарная деталь (ветка, птичья стая, животное), то не игнорируйте ее, а постарайтесь захватить в кадр. Это может придать вашему пейзажу своеобразную «изюминку».

13.jpg
«Хмурится». Авторское фото Марины Авшаровой. «Интересная» деталь на переднем плане – дерево.

  • При дневной съемке в ясную погоду старайтесь, чтобы солнце не попадало в кадр. Мало того, что часть кадра будет засвечена, вы рискуете сжечь сенсор и вывести из строя систему экспозамера. Если вам очень хочется снимать солнце, делайте это либо на закате, либо на рассвете, либо при закрытой (не менее f16) диафрагме через листву деревьев не под прямым углом.

14.jpg
«Знамение». Авторское фото Марины Авшаровой. Съемка солнца, проглядывающего сквозь тучи, под закрытую диафрагму, не под прямым углом.

  • При съемке на пляже или на снегу в яркий солнечный день необходим защитный ультрафиолетовый фильтр, в противном случае вы рискуете испортить (засветить) все кадры. В некоторых фотоаппаратах есть предустановленный режим «пляж/снег». Не забывайте перестроить вашу камеру. Если нет ни фильтра, ни режима, прикрывайте диафрагму минимум на f8 и используйте принудительную вспышку.
  • Контровый свет. При съемках пейзажей очень красиво смотрится контровое освещение – когда источник света находится позади снимаемого объекта. Благодаря контровому свету вы можете снять великолепные загадочные пейзажи с различными силуэтами. Кроме этого, контровый свет изумительно смотрится на водной поверхности. В таком случае свет как бы «скользит» по воде, образуя цветные мягкие блики. При съемке с контровым светом лучше всего самому оставаться в тени или хотя бы прикрыть объектив рукой (как козырьком).

15.jpg
«Нереально!!!». Авторское фото Марины Авшаровой. Контровый свет позади облака.

  • Съемка на закате. «Закатные» пейзажи очень красивы. Так как динамический диапазон цифровых фотокамер достаточно велик, вы можете снимать очень красивые пейзажи в условиях вечерних сумерек.

16.jpg
«Осенний вечер». Авторское фото Марины Авшаровой.

Итак, мы поняли, что съемка пейзажей – дело интересное и достаточно кропотливое. Нужно уметь выстраивать кадр и учитывать все рассмотренные особенности съемки. Если вы выучите эти правила назубок, то всегда сумеете сориентироваться на местности и снять великолепный пейзаж.

17.jpg

На следующем уроке мы будем подробно знакомиться с особенностями вечерней и ночной фотосъемки.



Лариса Вараева, 16.06.2011 16:08:11
Согласна с Татьяной - замечательные фото! smilethumbs smilethumbs smilethumbs
Татьяна, 16.06.2011 10:19:12
Какие у Вас красивые фотографии, Марина! Очень наглядно получается, когда не просто сухое изложение теории, спасибо большое!
Ваше имя:
Смайлики
С улыбкой  Шутливо  Широкая улыбка 
Здорово  Печально  Мда 
Очень грустно  Со злостью  Удивленно 
Смущенно  Поцелуй  Вопрос 
Восклицание  Идея  Ангел 
Хихикает  Да  Нет 
Ура!  Ок  Пока 
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке:

Читайте также

Урок четвертый. Особенности съемки пейзажа

Урок четвертый. Особенности съемки пейзажа 15.06.2011 | Фото с нуля |  Мастер-класс
Практически все цифровые фотокамеры, даже самые простые, снабжены возможностью управления экспозицией (экспокоррекции).
Давайте более подробно разберем, что же такое экспозиция.
Комментарии:  2  |
Теги: фото, уроки по фотографии, уроки фотографии, уроки фотографии для начинающих, особенности съемки, особенности съемки пейзажа, съемка пейзажей, правила съемки пейзажей, как правильно снимать пейзаж, как правильно фотографировать, правила фотографирования
Читать

Урок третий. Более детальное знакомство с фотокамерой

Урок третий. Более детальное знакомство с фотокамерой 20.05.2011 | Фото с нуля |  Мастер-класс
На прошлом уроке мы уже определились, как правильно держать фотокамеру. Теперь мы более детально познакомимся с фотокамерой, рассмотрев многие нюансы работы с ней.
Теги: фото, уроки фотографии, уроки фотографии для начинающих, как правильно фотографировать, как снимать людей, как располагать объект в кадре, фото уроки, учимся фотографировать, фотокурсы, курсы для фотографов, бесплатные курсы фотографии, режимы фотосъемки
Читать

Урок второй. Введение в фотографию

Урок второй. Введение в фотографию 27.04.2011 | Фото с нуля |  Мастер-класс
Как Вы думаете, можно ли научиться искусству? Любому: музыке, литературе, фотографии… Ответ однозначен: конечно, нет! Нельзя стать гением, невозможно приобрести «дар Божий» ни за какие деньги… Если Вам не дано от рождения, значит, это не Ваша судьба. Однако все не так уж плачевно, как может показаться на первый взгляд. Научиться делать неплохие фотоснимки вполне реально. Если Вы будете соблюдать определенные несложные рекомендации, то вскоре сможете с гордостью показывать своим близким или коллегам весьма приличные фотоработы.
Комментарии:  2  |
Теги: фото, обучение фото, обучение фотографии, уроки по фотографии, фотоуроки, как научиться фотографировать, советы фотографам, советы начинающим фотографам, линия горизонта в фото, золотое сечение на фото, мастер-класс фотография, мастер-класс фото
Читать

Урок первый. Выбираем цифровик

Урок первый.  Выбираем цифровик 18.10.2010 | Фото с нуля
Постоянное общение с потенциальными покупателями цифровиков натолкнуло меня на мысль: 90 % из них мечтают, чтобы кто-то определился за них, какой же фотоаппарат подойдет им больше всего. Однако каждому, кто решил приобрести себе свою первую в жизни «цифру», следует усвоить, что все мы разные, со своими требованиями, представлениями и финансами. Но все же существует ряд рекомендаций, которые могут помочь определиться с тем, какой цифровик выбрать.
Комментарии:  2  |
Теги: Академия на дому, выбираем цифровик, фотоаппарат, фотографировать, как правильно выбрать, как выбрать фотоаппарат, что нужно знать выбирая фотоаппарат, что нужно знать при покупке фотоаппарата, советы фотографам, советы начинающим фотографам, советы по вы
Читать

В магазине