Как научить детей правильно тратить деньги

Как научить детей правильно тратить деньги

Не стоит тратить силы на то, чтобы воспитать ребенка – нужно направить все усилия на воспитание себя, ведь дети так или иначе возьмут с вас пример. Сколько бы вы ни рассуждали о цене денег и ни увещевали ребенка их беречь, он все равно будет наблюдать за вашими реальными действиями. Нынешние дети растут в обществе потребления, и их финансовое будущее становится ответственностью мамы и папы. Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Избавьтесь от негативных установок

Очень часто матери и отцы стараются при детях тему денег не затрагивать. То ли боятся, что малыш проговорится о доходах семьи, то ли оберегают его от груза проблем, связанных с денежной ответственностью. В итоге дети считывают такую скрытность как сигнал о негативном значении денег, об их сложной и ограничивающей роли, что в будущем мешает им почувствовать себя достойными высокой зарплаты и спокойно распоряжаться доходами.   

Особенно остро встает вопрос о нехватке средств. Родители могут допускать в своей речи фразы по типу «у нас нет на это денег», «это дорого», «нам не по карману», «заработать много честным путем невозможно». Ребенок растет в ощущении, что деньги – нечто плохое, присущее нечестным людям, то, чего у хороших работников много не бывает. Это тоже становится блоком на пути к грамотному планированию финансов и получению достойного заработка во взрослом возрасте.

Избавьтесь от негативных установок
Избавьтесь от негативных установок

Причины таких установок кроются в том, что бабушки и родители младшего поколения жили и работали в СССР, где поощрялось материальное равенство, а выбор благ был скудным.

Если вы хотите что-то поменять, нужно повышать уровень финансовой осознанности дома. Негативные установки надо обнаружить и устранить, а лучше – проработать в позитивном ключе. Очень важно пересмотреть окружение ребенка, то есть детей и взрослых, с которыми он коммуницирует ежедневно. Если это бабушка или другой родственник, поговорите с ним серьезно.

Не бойтесь обсуждать деньги

Говорить о деньгах с детьми можно когда угодно, но лучше раньше. И делать это нужно открыто, непринужденно, объясняя на примерах, которые они поймут. Малыш должен понимать, что такое собственность (например, игрушка, купленная ему мамой – его собственность, а машинка у Пети в саду – чужая), откуда у папы на карточке деньги (уважение к труду, понимание алгоритма зарабатывания и инвестирования), а также куда они уходят, что такое банк и зачем копить средства. Дочка или сын должны понимать, что пиликанье терминала в магазине означает списание средств с карты, у которой есть лимит.

Как помочь детям освоить финансовую грамотность?

  • Контроль за тратами

Сначала нужно научиться контролировать свои желания и запросы детей. Очень важно не покупать ни себе, ни младшим членам семьи избыточных вещей – одежды, игрушек, аксессуаров. Нужно обучить отпрысков принципу жизни по доходам: расходы не должны превышать заработок. Неумеренный шоппинг – это история про неумение распоряжаться деньгами мудро и взвешенно.

Если мама и папа перебарщивают с покупками, то это создает некий ментальный кредит, с которым образно расплачиваться будет ребенок по мере своего роста. Во взрослой жизни от столкнется с неумением экономить (или даже зарабатывать), будет постоянно брать долги и не знать меры потребления.

Контроль за тратами
Контроль за тратами
  • Включение в важные покупки и сделки

Начните создавать вклад на имя ребенка, с 6-8 лет объясните, зачем это надо (на учебу, на переезд за границу, первичное жилье и т.д.). С 14 лет вовлекайте в процесс принятия финансовых решений. Поясняйте доступно все операции с валютой, подключайте к процессу покупки стиральной машины в кредит, автомобиля или квартиры.

  • Право выбора трат карманных денег

Мотивируйте детей грамотно тратить карманные деньги, давайте выбор, но учите нести ответственность за этот выбор. Например, если он потратит все на дорогую игрушку, до следующего месяца у него не будет свободных денег (понятно, что питание в столовой школы, проездной и необходимые покупки одежды будут оплачены родителями) на «хотелки». А вот если он потратит меньше, то сможет отложить большую сумму потом.

  • Дополнительные заработки

Некоторые зарубежные психологи советуют научить ребенка называть цену за свои услуги и оплачивать некоторые виды обязанностей по дому. Однако есть риск, что у детей сформируется неверное представление о безвозмездной помощи, и он начнет требовать зарплату за мытье посуды или заправку своей же постели.

  • Физически осязаемые деньги

Проще обучать детей распоряжаться чем-то, если оно физически осязаемое и конечное. Раньше были только монеты и бумажные купюры, которые можно было сосчитать и понять, скоро ли они кончатся. Теперь же для детей создают банковские карты, привязанные к родительскому счету, где выставлен лимит на траты. Но даже при ограниченной сумме возникает иллюзия бесконечности покупок – терминал кассы пиликает, деньги списываются, и отследить баланс сложно. И это не говоря уже об оплате покупок через телефон.

Физически осязаемые деньги
Физически осязаемые деньги

Сначала обучите младших считать деньги в бумажном эквиваленте. Объясните, что такое номинал, какова ценность каждого денежного знака, зачем нужны монетки и копилка с отверстием. Это важно сделать до того, как давать в пользование карту. Потом можно ввести его в курс многочисленных банковских сервисов и приложений, научить смотреть баланс и оплачивать телефон через личный кабинет, и т.д.

  • Терпеливый ответ на все вопросы

Ничто не развивает детей лучше, чем грамотные ответы мамы и папы на интересующие их (и пусть очевидные) вопросы. Разговаривайте с ребятами терпеливо, объясняйте все достоверно и досконально, чтобы главным источником верной информации для них были только вы. Это создает ваш непоколебимый авторитет и формирует доверие детей: в случае неприятности они придут именно к вам без страха быть наказанными и отвергнутыми.

  • Поощрение

Денежное воспитание не должно быть скучным – поощряйте детей бонусами. Например, вы договорились, что треть суммы на самокат сын накопит сам из карманных денег и подарков родственников. Добавьте ему до нужной суммы за успехи, чтобы процесс накопления не казался бесконечным и сложным. Или, к примеру, вы условились, что купите велосипед за отличное окончание четверти, но из-за болезни школьник не смог выйти на желаемый уровень успеваемости. Оплатите ему половину и обещайте добавить еще, когда он накопит хотя бы треть, а пока купите, к примеру, шлем.

Покупайте сладости и другие детские радости сами, чтобы ребенок понимал: его карманные деньги – не единственные средства для удовлетворения потребностей.

Поощрение
Поощрение

Научите ребенка не одалживать деньги, если он не готов к тому, что их не вернут. Обучите вежливому, но твердому отказу на просьбы товарищей по школе или двору дать в долг.

Мама и папа не должны посягать на карманные деньги и заставлять ребенка тратить их на сборы в школу или проезд на метро. Карманные средства – его личная собственность, которую он может реализовать на то, чего ему хочется больше всего, а нужные базовые потребности закроют родители – это их прямая обязанность и ответственность.

Top