Не стоит тратить силы на то, чтобы воспитать ребенка – нужно направить все усилия на воспитание себя, ведь дети так или иначе возьмут с вас пример. Сколько бы вы ни рассуждали о цене денег и ни увещевали ребенка их беречь, он все равно будет наблюдать за вашими реальными действиями. Нынешние дети растут в обществе потребления, и их финансовое будущее становится ответственностью мамы и папы. Как научить ребенка обращаться с деньгами?
Очень часто матери и отцы стараются при детях тему денег не затрагивать. То ли боятся, что малыш проговорится о доходах семьи, то ли оберегают его от груза проблем, связанных с денежной ответственностью. В итоге дети считывают такую скрытность как сигнал о негативном значении денег, об их сложной и ограничивающей роли, что в будущем мешает им почувствовать себя достойными высокой зарплаты и спокойно распоряжаться доходами.
Особенно остро встает вопрос о нехватке средств. Родители могут допускать в своей речи фразы по типу «у нас нет на это денег», «это дорого», «нам не по карману», «заработать много честным путем невозможно». Ребенок растет в ощущении, что деньги – нечто плохое, присущее нечестным людям, то, чего у хороших работников много не бывает. Это тоже становится блоком на пути к грамотному планированию финансов и получению достойного заработка во взрослом возрасте.
Причины таких установок кроются в том, что бабушки и родители младшего поколения жили и работали в СССР, где поощрялось материальное равенство, а выбор благ был скудным.
Если вы хотите что-то поменять, нужно повышать уровень финансовой осознанности дома. Негативные установки надо обнаружить и устранить, а лучше – проработать в позитивном ключе. Очень важно пересмотреть окружение ребенка, то есть детей и взрослых, с которыми он коммуницирует ежедневно. Если это бабушка или другой родственник, поговорите с ним серьезно.
Говорить о деньгах с детьми можно когда угодно, но лучше раньше. И делать это нужно открыто, непринужденно, объясняя на примерах, которые они поймут. Малыш должен понимать, что такое собственность (например, игрушка, купленная ему мамой – его собственность, а машинка у Пети в саду – чужая), откуда у папы на карточке деньги (уважение к труду, понимание алгоритма зарабатывания и инвестирования), а также куда они уходят, что такое банк и зачем копить средства. Дочка или сын должны понимать, что пиликанье терминала в магазине означает списание средств с карты, у которой есть лимит.
Сначала нужно научиться контролировать свои желания и запросы детей. Очень важно не покупать ни себе, ни младшим членам семьи избыточных вещей – одежды, игрушек, аксессуаров. Нужно обучить отпрысков принципу жизни по доходам: расходы не должны превышать заработок. Неумеренный шоппинг – это история про неумение распоряжаться деньгами мудро и взвешенно.
Если мама и папа перебарщивают с покупками, то это создает некий ментальный кредит, с которым образно расплачиваться будет ребенок по мере своего роста. Во взрослой жизни от столкнется с неумением экономить (или даже зарабатывать), будет постоянно брать долги и не знать меры потребления.
Начните создавать вклад на имя ребенка, с 6-8 лет объясните, зачем это надо (на учебу, на переезд за границу, первичное жилье и т.д.). С 14 лет вовлекайте в процесс принятия финансовых решений. Поясняйте доступно все операции с валютой, подключайте к процессу покупки стиральной машины в кредит, автомобиля или квартиры.
Мотивируйте детей грамотно тратить карманные деньги, давайте выбор, но учите нести ответственность за этот выбор. Например, если он потратит все на дорогую игрушку, до следующего месяца у него не будет свободных денег (понятно, что питание в столовой школы, проездной и необходимые покупки одежды будут оплачены родителями) на «хотелки». А вот если он потратит меньше, то сможет отложить большую сумму потом.
Некоторые зарубежные психологи советуют научить ребенка называть цену за свои услуги и оплачивать некоторые виды обязанностей по дому. Однако есть риск, что у детей сформируется неверное представление о безвозмездной помощи, и он начнет требовать зарплату за мытье посуды или заправку своей же постели.
Проще обучать детей распоряжаться чем-то, если оно физически осязаемое и конечное. Раньше были только монеты и бумажные купюры, которые можно было сосчитать и понять, скоро ли они кончатся. Теперь же для детей создают банковские карты, привязанные к родительскому счету, где выставлен лимит на траты. Но даже при ограниченной сумме возникает иллюзия бесконечности покупок – терминал кассы пиликает, деньги списываются, и отследить баланс сложно. И это не говоря уже об оплате покупок через телефон.
Сначала обучите младших считать деньги в бумажном эквиваленте. Объясните, что такое номинал, какова ценность каждого денежного знака, зачем нужны монетки и копилка с отверстием. Это важно сделать до того, как давать в пользование карту. Потом можно ввести его в курс многочисленных банковских сервисов и приложений, научить смотреть баланс и оплачивать телефон через личный кабинет, и т.д.
Ничто не развивает детей лучше, чем грамотные ответы мамы и папы на интересующие их (и пусть очевидные) вопросы. Разговаривайте с ребятами терпеливо, объясняйте все достоверно и досконально, чтобы главным источником верной информации для них были только вы. Это создает ваш непоколебимый авторитет и формирует доверие детей: в случае неприятности они придут именно к вам без страха быть наказанными и отвергнутыми.
Денежное воспитание не должно быть скучным – поощряйте детей бонусами. Например, вы договорились, что треть суммы на самокат сын накопит сам из карманных денег и подарков родственников. Добавьте ему до нужной суммы за успехи, чтобы процесс накопления не казался бесконечным и сложным. Или, к примеру, вы условились, что купите велосипед за отличное окончание четверти, но из-за болезни школьник не смог выйти на желаемый уровень успеваемости. Оплатите ему половину и обещайте добавить еще, когда он накопит хотя бы треть, а пока купите, к примеру, шлем.
Покупайте сладости и другие детские радости сами, чтобы ребенок понимал: его карманные деньги – не единственные средства для удовлетворения потребностей.
Научите ребенка не одалживать деньги, если он не готов к тому, что их не вернут. Обучите вежливому, но твердому отказу на просьбы товарищей по школе или двору дать в долг.
Мама и папа не должны посягать на карманные деньги и заставлять ребенка тратить их на сборы в школу или проезд на метро. Карманные средства – его личная собственность, которую он может реализовать на то, чего ему хочется больше всего, а нужные базовые потребности закроют родители – это их прямая обязанность и ответственность.